Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня информационные технологии в медицине развиваются невероятно быстрыми темпами. Чудо компьютерных технологий позволяет современной медицине добиваться отличных результатов, как в оказании медицинской помощи, так и в процессах подготовки специалистов, заполнении медицинской документации и т.д.
Достижения в информатике уже сегодня позволяют врачам на стадии проведения рентгенологических исследований анализировать получающиеся снимки. Такое сравнение позволяет врачам ставить диагноз, грамотно подбирать лечение, а так же вести статистический учет выявляемых заболеваний. Кроме этого происходит накопление опыта анализа сложных случаев заболеваний.
Так же компьютерные технологии помогают врачам по средствам искусственной нейронной сети медицинского учреждения отправлять друг другу данные пациентов. Таким образом, формируется пространство для обмена опытом, проведения консультаций в рамках одного медицинского учреждения.
Самым большим достижением в оказании квалифицированной медицинской помощи стало создание и введение телемедицины. Эта программа позволяет проводить консультации в режиме реального времени. Примечательно, что, таким образом, возможно, не только проводить банальные медицинские осмотры сложных пациентов, но также консультировать хирурга во время операции.
Компьютерные технологии позволили сегодня хирургам создавать большие модели оперируемого органа. Таким образом, еще на этапе планирования операции врачи могут увидеть все особенности того или иного случая. В частности, это позволяет хирургам не допустить повреждения аномально расположенных сосудов или нервов.
Наконец, сегодня, компьютерные технологии применяются на стадии анализа медицинских анализов. Здесь программное обеспечение позволяет анализировать количество ферментов, сравнивать эти показатели с нормами и т.д. Такой анализ также позволяет устанавливать врачам заболевание, накапливать опыт анализа данных и т.д.
Технологии позволяют врачам проводить полостные операции с применением минимального числа надрезов, а также наблюдая свои действия на мониторе телевизора. Дело в том, что в разрез сначала вводится камера или камеры, которые под разными углами позволяют врачам наблюдать свои действия.
В конечном итоге при получении пациентом высокотехнологичной помощи он обеспечивается самым широким набором медицинских услуг связанных с компьютерными технологиями. Сегодня даже заполнение и ведение медицинских карточек или историй болезни осуществляется в электронном виде. К сожалению, данный процесс еще не распространился на всю Россию, а пока ограничился только Москвой и Санкт-Петербургом.
Цель исследования – выявить особенности использования достижений информатики при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Объект исследования – компьютерные технологии в медицине.
Предмет исследования – использование достижений информатики при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Задачи исследования:
1. Описать информационные технологии в здравоохранении.
2. Описать информационные технологии в российской медицине.
3. Описать перспективы применения компьютерных технологий в российской медицине.
4. Описать технологию искусственного интеллекта в российской медицине.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Место компьютерно-информационных технологий в медицине
1.1. Информационные технологии в здравоохранении
Информационные технологии или IT (ИТ) – это понятие, объединяющее в себе, как и с помощью чего осуществляется управление данными. «Как» в этом случае, означает – по какому принципу или алгоритму, то есть описывает процессы создания и обработки информации. «С помощью чего» – это технические средства и ресурсы [1, с. 20].
Наиболее полно потенциал информационных технологий раскрывается в областях, которые оперируют большим количеством условий, переменных и фактов. Именно к таким областям относится медицина.
Внедрение ИТ в здравоохранение началось сравнительно недавно, с появлением первых медицинских информационных систем (МИС). Наиболее востребованной технологией было и пока остается оцифровка материалов. Бумажные карты, рецепты, «талончики», кардиограммы, снимки – все перешло в электронный вид.
Полученную информацию нужно было структурировать так, чтобы с ней могли работать все, кому она необходима. Появились базы данных и средства управления этими базами (СУБД) – интерфейс, связывающий оператора данных (пользователя) и его функции с базой.
Накопление большого объема данных и возможность вычленять и проверять взаимосвязи между ними, – например, между характером заболевания и лекарственным назначением, – позволила применить в медицине системы поддержки принятия решения. Эти же условия определяют возможность развития экспертных систем, искусственного интеллекта и машинного обучения [2, с. 13].
Помимо информационной составляющей, ИТ – это и про скорость передачи цифровых материалов в любой географической точке. На этом их свойстве базируется применение популярных сегодня телемедицинских систем – комплекса аудиовизуальных технических средств, которые позволяют организовать прием в режиме реального времени, даже если врача и больного разделяют большие расстояния.
Развитие технологий во многом определяется их стоимостью. Чем дороже то или иное техническое решение, тем уже круг его применения. Поэтому, когда инновации выходят на широкий рынок, начинается настоящий бум их использования. Раньше персональный мониторинг жизненно важных показателей человеческого организма, таких как частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД), проводился только в момент обращения к врачу или самостоятельно – при длительном физическом дискомфорте. Теперь тонометр и пульсометр встроены практически в каждую модель «умных» часов, а с помощью сопутствующих приложений можно отследить динамику этих показателей за все время ношения девайса и при разной нагрузке [3, с. 22].
Конечно, сейчас такие ноу-хау используются в основном для личного контроля, но недалек тот день, когда все собранные показатели будут автоматически подгружаться в персональную облачную медкнижку, анализироваться умными алгоритмами системы, выявлять аномалии в работе сердца и сосудов, сигнализировать о них – и всё это без прямого вмешательства со стороны человека.
Впрочем, что-то похожее уже происходит, но в рамках лечебных учреждений. Это явление называется медицинским интернетом вещей. Датчики наблюдения за различными показателями пациента собирают и передают информацию на центральные «узлы» мониторинга без участия медперсонала. При этом датчики «понимают», какая динамика состояния является отрицательной, и могут сообщить об этом.
К информационным технологиям относится приборно-компьютерный комплекс, современное диагностическое и лабораторное оборудование. VR/ AR- технологии нашли применение в обучающем процессе – на их основе создаются виртуальные «тренажеры» для студентов хирургических специальностей за рубежом [4, с. 17].
В будущем возможно появление [5, с. 23]:
• блокчейн-технологии для шифрования медкарт и персональных данных
• роботы-медсестры, роботы-хирурги
• действительно индивидуальный подход к лечению каждого человека на основании расшифровки персонального генотипа.
МИС qMS – это медицинская информационная система для комплексного управления лечебными организациями разного масштаба. Комплексное управление – это решение, при котором все составляющие учреждения связаны в единую сеть и действуют согласованно друг с другом. Базовыми инструментами МИС qMS являются [1, с. 25-26]:
• электронная регистратура
• личный кабинет пациента
• ЭМК (электронная медкарта пациента)
• листы и журналы назначений
• расписание ресурсов клиники
• лист ожидания
• стационар
• лечебное питание
• аптека, склад препаратов
• центральное стерилизационное отделение
• введение стандартов оказания врачебной помощи
• экспертиза временной нетрудоспособности
• экспертиза качества оказания медицинской помощи
• управление финансами
• расчеты по ОМС
• отчетность
• профилактика и диспансеризация
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Компьютерные и информационные технологии в медицине. История вопроса. – Казань: Меридиан, 2020. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Компьютерные технологии в медицине. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Российская система здравоохранения. Компьютерные технологии в высокотехнологичной медицинской помощи. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Компьютерные технологии при оказании медицинской помощи. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Компьютерные технологии в высокотехнологичной медицинской помощи. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А., Петрова М.С. Российский опыт применения компьютерных технологий в высокотехнологичной медицинской помощи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Компьютерные и информационные технологии в медицине. Российский опыт. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Компьютерные технологии при оказании медицинской помощи. Проблемы применения. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Высокотехнологичная медицинская помощь и компьютерные технологии. Принципы применения. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Компьютерные технологии в российской медицине. Применение. Обучение. Результаты. – Екатеринбург: Полис, 2020. – 589 с.
11. Утина Н.А., Селезнева И.В. Компьютерные технологии в высокотехнологичной медицинской помощи в России. – Тверь: Астра, 2020. – 412 с.
12. Фадеева О.С., Щербакова Т.А. Компьютерные технологии в высокотехнологичной медицинской помощи. Российский и европейский опыт. – Нижний Новгород: Бумеранг, 2019. – 476 с.